Аутизм

аутизм у детей признакиАутизм — это сложное психическое расстройство,  характеризующееся крайне выраженным дефицитом социальной коммуникации и общения, а также ограниченной сферой интересов и повторяющимися действиями. Возникает по причине отклонений в развитии коры головного мозга.

Характерные признаки проявляются до трех лет:

  1. Ребенок с аутизмом обладает плохо развитой речью, и испытывает проблемы с восприятием и выражением слов. Для восприятия доступны только простые и однозначные указания («встань», «подойди»). Речь зачастую выражена в форме эхолалий, а также повторов некоторых элементов речи, которые ребенок услышал в повседневной жизни. Из-за плохо развитого абстрактного мышления появляется непонимание местоимений (твой, наш, ее). Неспособность к пониманию речи — самая частая жалоба родителей ребенка, во время первого осмотра.
  2. Поведение ребенка напоминает поведение слепого или глухого, с явным дефицитом ощущений и восприятий. Но при внимательном обследовании определяют сохранность всех сенсорных чувств. Очень часто родители аутистов жалуются, что им тяжело привлечь внимание ребенка. Зачастую они не поддерживают даже зрительный контакт с родителями, а на обращенную непосредственно к ним речь могут не поворачивать голову.
  3. Дети-аутисты, как правило, не завязывают со своими родителями каких-то тесных эмоциональных отношений. Этот симптом обнаруживается в первые жизненные месяцы, когда родители замечают, что находясь на материнских руках, ребенок не прижимается к груди, а иногда противится физическому контакту.
  4. У ребенка больного аутизмом, детские игрушки не вызывают особой заинтересованности. Игры он проводит весьма специфически, к примеру, крутит колесо перевернув при этом машинку или нюхает куклу.
  5. Ребенок не выражает интереса к общению и играм с одногодками. Они или полностью отсутствуют, или очень заметно ограничены. Как правило, он вообще не обращает никакого внимание на присутствие других детей.
  6. У детей аутистов слабо развиты или напрочь отсутствуют навыки самообслуживания. Они очень трудно учатся самостоятельно есть, одеваться и пользоваться туалетом. Им требуется постоянный присмотр, так как ввиду плохой способности к распознанию обычной опасности, велик риск получения серьезных травм.
  7. Большинство родителей жалуются на трудность в управлении детьми с аутизмом, поскольку они склонны к частым вспышкам злости и ярости. Малейший запрет или препятствие, может вызвать приступ гнева.
  8. Дети аутисты довольно часто могут выражать свое поведение с помощью однотипных, постоянно повторяющихся действий, схожими с неким ритуалом. Например, они могут долгое время подпрыгивать и приседать на одном месте, сидя или стоя раскачивать маятник своим телом, хлопать в ладоши. В течении долгого периода времени, не отрывая глаз, смотреть на светящуюся лампочку или крутящийся предмет. Постоянно упорядочивать и выстраивать рядами разнообразные предметы.

Часто у детей аутистов можно обнаружить ряд видов нормального и здорового поведения, называемых «навыки-осколки». Проявляется это поведение в следующих действиях:

  1. Привычным делом стало находить при диагностировании аутизма элементы адекватной памяти. К примеру, ребенок аутист в форме неконтролируемых эхолалий может воспроизвести голоса других людей или повторить звук услышанный по телевизору. Так же, довольно часто он может очень хорошо запоминать разнообразные зрительные детали.
  2. У некоторых детей аутистов, наблюдаются такие же обычные страхи, как и у здоровых деток, только в более длительной форме.
  3. Некоторые аутисты могут обладать хотя и немного своеобразными, но весьма занимательными интересами, к примеру играть с хозяйственными предметами быта, механическими устройствами и заводными игрушками. Некоторые из них обнаруживают огромный интерес к танцам и музыкальной грамоте. Может присутствовать необычайная любовь к играм с числами, буквами или складыванию различных ребусов, мозаичных головоломок.
  4. Диагноз аутизм очень часто ставят и при нормальном прохождении некоторых стадий развития дитя, например овладевание самостоятельной ходьбой. Не редкость и очень хорошее моторное развитие у деток аутистов.

детский аутизм

Чтобы поставить диагноз такого отклонения, как ранний детский аутизм, нужно в обязательном порядке пройти вместе с ребенком комплексное и всестороннее психологическое обследование. А потом, в случае подтверждения, совместными усилиями с детским психологом и лечащим врачом, разработайте индивидуальную программу для воспитания, лечения и коррекции поведения.

  • Зачастую, даже неспособные говорить дети аутисты невербальные задания выполняют с большой охотой. Контакт с ребенком нужно налаживать используя различные головоломки, пазлы, мозаики. Стараться привлечь его к совместной и индивидуальной деятельности.
  • Нужно научится внимательно наблюдать за малышом, интерпретировать вслух каждое произнесенное им слово или проявленный жест. Это расширит границы его внутреннего мира и подтолкнет к желанию выражать свое эмоциональное состояние и чувства словесно.
  • Прежде всего для ребенка нужно создать эмоционально психологический комфорт. И только потом, постепенно начинать обучение новым навыкам.
  • Когда ребенок соприкасается с каким либо предметом — необходимо называть его, дать ребенку подержать его в руках. Старайтесь подключить все сенсорные чувства — слух, осязание, зрение. Детям аутистам нужно многократное повторение названий объектов, предметов и объяснение их предназначения, пока они не привыкнут.
  • Рекомендуется использовать не сюжетно-ролевые игры, а игры, где есть четко установленные правила. При этом любую игру необходимо повторять много раз, при этом сопровождая комментариями каждое игровое действие. Чтобы игра стала неким подобием ритуала, который так по нраву детям аутистам.
  • В тот момент, когда ребенок аутист поглощен каким-то занятием, можно осторожно использовать речевое сопровождение, как бы «забывая» называть предметы, к которым ребенок прикасается. Это подтолкнет к преодолению психологического барьера и поможет сказать нужное слово.
  • Проблемы ребенка аутиста нужно решать постепенно, обрисовывая лишь ближайшие цели: преодолеть страх, подавить вспышки агрессии, приобщить к общим занятиям.
  • Попробуйте привлечь ребенка аутиста к проведению театрального представления. Естественно, на первых порах он будет бурно сопротивляться всем попыткам завлечь его в это занятие. Нужно быть настойчивым и задействовать при этом систему поощрений, ребенок-аутист не только послушается, но и с радостью отреагирует на подобное занятие.

Несмотря на коммуникативные трудности, ребенок аутист обязан пребывать в детском коллективе. Полезно будет найти спецпедагога, так как детсадовские воспитатели не всегда могут правильно проводить работу с такими детками. А специалист сможет помочь ребенку социализироваться в коллективе и научит взаимодействовать с другими детьми. А вот к школе, оптимальной подготовкой будут занятия в малокомплектной интегрированной группе коррекционного центра.

Только психолог-спецвоспитатель может выбирать конкретные методики и определять нагрузку, поскольку, в некоторых сложных случаях, занятия по коррекции и развитию обязаны быть продолжительными и достаточно интенсивными. Всегда необходимо верить в успешность терапии и проявлять терпение, заботу и доброту к таким детям.

Добавить комментарий
 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>